«Путешествие по чеховским местам». Знакомство дошкольников с родным краем.
Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни. В дошкольном возрасте педагоги знакомят детей с краеведческими сведениями о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках, воспитывают гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России. Со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Знакомя детей с родным краем необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал еще краше и т.п. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает. Ознакомление дошкольников с родным краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
Цель краеведения в средней группе — воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры).
К основным задачам краеведческой работы с детьми среднего дошкольного возраста можно отнести следующие:
– формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
– развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;
– воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
– развивать бережное отношение к городу (природа);
– формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого чувства, как любовь к Родине, поэтому, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, сегодня является одной из наиболее актуальных.
О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»,[1] где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования.
Об актуальности патриотического воспитания и изучения родного края детей дошкольного возраста указывал еще Я. А. Каменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет…». Его идею поддерживали Ж. Ж. Руссо, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм.
Связав воедино проблему патриотического воспитания подрастающего поколения и годовщину со дня приезда А.П. Чехова на остров Сахалин (в этом году она составит 129 лет) родилась идея познакомить детей с островом Сахалин с помощью маршрута А.П. Чехова.
Антон Павлович Чехов оставил после себя богатейшее творческое наследие. С ним мы знакомимся еще в раннем детстве, и, однажды открыв для себя мир чеховской прозы, не расстаемся с ним никогда. Одним из важнейших событий в его творчестве стала поездка на наш остров Сахалин. Именно поэтому так важно для сахалинских дошкольников знакомство с его произведениями. Но не меньшее значение имеет изучение дошкольниками своего родного края.
На протяжении всего исследования велось активное сотрудничество ДОУ с Сахалинской областной детской библиотекой и ее сотрудниками. Целью такого взаимодействия было вовлечение родителей и детей к совместной литературной деятельности, а именно поддержка детского и юношеского чтения. Сотрудниками библиотеки неоднократно проводились выездные занятия с детьми в ДОУ, а также ими оказывалась помощь по оснащению предметно-развивающей среды в группе. Библиотекой были предоставлены рассказы А.П. Чехова («Белолобый, «Каштанка, «Ванька» и другие), а также книга «Остров Сахалин».
Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.
Работа проводилась в несколько этапов. На первом этапе использовался наглядно-словесный метод. Детям было предложено рассмотреть портрет А.П. Чехова и прослушать краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. В результате дети называли имя писателя и некоторые его произведения.
На следующем этапе детям было предложено рассмотреть карту Сахалинской области и сравнить ее с картой Сахалина 1890 года. Дети определили, что на Сахалине очень много растительности, поэтому он на карте зеленого цвета. Дети с интересом слушали рассказ о том, как назывались города и поселки раньше и сейчас. Делали вывод, что некоторые изменения небольшие, а некоторые колоссальные. Впоследствии дети самостоятельно раскашивали раскраски с изображением острова в понравившейся им цветовой гамме, и у каждого ребенка появлялся свой собственный остров: волшебный, красочный и сказочный.
Далее дети получили информацию о том, кто такие каторжане и почему наш остров был каторжным. Посмотрели фотографии и краткий видеофильм об истории острова. Некоторые вспоминали, что видели подобные предметы в Краеведческом музее.
Чтобы еще больше погрузиться в историю Сахалина, мы решили отследить маршрут Антона Павловича Чехова по острову и показать его на карте. Таким образом, в игровой форме дети превратились в путешественников в попали в прошлое. Виртуальная экскурсия позволила разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогла реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствовала развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
Дети с удовольствием слушали рассказ о мысе Жонкьер и скалах «Три брата», рассматривали иллюстрации.
На протяжении всей работы с детьми использовался прием сравнения было/стало. Наиболее ценным являлось применение сравнения на начальных этапах, что обеспечило осмысленность, самостоятельность усвоения материала. Дети учились анализировать, обобщать, делать выводы.
Роль сравнения на каждой стадии обучения специфична: применение этого приема зависит от дидактической задачи и содержания познавательного материала. Принимая во внимание этапность развития у дошкольников умения сравнивать, можно установить последовательность организации наблюдения. Способы сравнения, которые предлагают детям, могут быть различны. Кроме сопоставления, в процессе непосредственного наблюдения используются сравнение по наглядным пособиям (иллюстрациям, фото, а также по памяти). Выбор того или иного способа зависит от этапа обучения, возраста и опыта детей.
Еще одно важное условие в работе по знакомству детей с родным краем — создание предметно-развивающей среды в группе. В краеведческом уголке демонстрировалась карта Сахалинской области современная и карта «чеховских времен», иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии.
В книжном уголке были выставлены книги познавательного характера, а также фотография А.П. Чехова и его книга «Остров Сахалин». Дети с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах и делились впечатлениями друг с другом.
Важным условием успеха в данной работе являлась тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Ведь бабушки и дедушки воспитанников — это живые участники истории родного края. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь с родной землей.
Оказалось, что некоторые семьи своими корнями уходят в города и поселки, которые посетил А.П. Чехов (Александровск-Сахалинский, Тымовское, Корсаков и др.). Поэтому родителям было предложено провести с детьми совместные прогулки к памятникам и памятным места пребывания А.П. Чехова на Сахалине. В итоге была организована фотовыставка.
Очень важным было донести до детей то, что Антон Павлович Чехов внес огромный вклад в историю нашего родного Сахалина. В его честь названы музеи (Историко‐литературный музей «А.П. Чехов и Сахалин» г. Александровск‐Сахалинский, Литературно‐художественный музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин» г. Южно‐Сахалинск), улицы, объекты культуры и населенные пункты; большое количество памятников и бюстов А.П. Чехова установлены в городах по всей Сахалинской области. Поэтому был создан мини-музей, посвященный А.П. Чехову.
В рамках патриотического воспитания мини-музей – необходимая часть развивающей среды. Назначение создаваемых мини-музеев краеведческого содержания в детском саду – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Работа с мини-музеем способствовала воспитанию любви к родному краю, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, изобразительных умений, творческих способностей. Мини-музей не только стал предметом гордости, но и принес ощутимые результаты в области воспитания и образования детей, способствовал расширению кругозора, повышению образованности, воспитанности.
Использование такого многообразия форм и методов способствовало закреплению полученных знаний у детей, благотворно повлияло на воспитание патриотических и гражданских чувств, дало возможность почувствовать детям их сопричастность к истории и современной жизни области.
[1] Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л е н и е от 30 декабря 2015 г. № 1493, МОСКВА, О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"