«Путешествие по чеховским местам: развитие речи детей дошкольного возраста посредством краеведческой работы»
«Путешествие по чеховским местам» – мой долгосрочный проект, который включает в себя работу с детьми дошкольного возраста по всем образовательным областям: «Художественно–эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Так как целью нашего дошкольного учреждения на учебный год было совершенствование развития связной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности, то связав воедино проблему развития речи и краеведческую работу по проекту, мной был организован показ открытой образовательной деятельности по речевому развитию детей «Путешествие по чеховским местам».
Целью данной работы было развитие связной речи детей и активизация словаря.
При реализации поставленной цели решались задачи:
1. Обогащение знаний детей об окружающем их мире.
2. Совершенствование речевых навыков.
3. Закрепление знаний о родном крае.
Для того чтобы помочь ребенку развивать речь используется целый комплекс методов и упражнений.
Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.
Пальчиковая гимнастика, как один из видов развития мелкой моторики, является средством для стимулирования речи, поэтому развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны.
Эти методы как «помощники» в речевом развитии детей постоянно используются мной в образовательной и игровой деятельности, групповой и индивидуальной работе.
Данная образовательная деятельность не стала исключением. Каждый ребенок повторял упражнение за детьми, которые его демонстрировали. Некоторые дети стали непосредственно участниками проведения образовательной деятельности, так как это способствовало развитию их социально-коммуникативных навыков.
Особое значение в речевом развитии детей имеет разучивание стихотворений. Поэтому главным акцентом в образовательной деятельности было использование стихотворений моего собственного сочинения на тему краеведенья. Сначала детям было предложено «прогуляться по чеховской аллее» в сопровождении Чеховской дамы:
Я чеховская дама,
Взгляните на меня!
Во мне ведь столько шарма
И столько же огня.
Гуляя по аллее
Я встретила друзей
Один из них крупнее
Другой же как Кощей.
Подозвав к себе собаку
Поднимаю я глаза
Идет какой-то работяга
Идет и пальцами грозя
Ругает бедную дворнягу
А та трясется вся.
Раскрыв свой зонтик чудный
Гуляю возле цветника
Сидит на лавочке угрюмый
Учитель греческого языка.
О сколько же прохожих
Будь то сын или отец
Мы – чеховские дети
А он один – творец.
Чеховская дама не только демонстрировала фотографии героев произведений Антона Павловича, установленных на аллее, но и погрузила детей в атмосферу его времени с помощью своего костюма.
Так как образовательная деятельность основывалась на краеведенье и знакомстве детей с книгой «Остров Сахалин», особо важным было донести до детей историю острова в чеховские времена. В этом тоже помогли стихотворения:
Когда-то, больше сотни лет назад
К берегам приплыл Байкал
Земля была похожа на ад,
Всё в огне!
И Чехов здесь побывал.
И первый – Александровский пост,
Самый главный пункт на острове.
Там маяк и три брата стоят в полный рост,
Но каторжане мечтали о воздухе.
Дуэ – безобразное, страшное место.
Настолько же жуткий тоннель.
К нему две дороги, но нету проезда.
Дуэ – тюрем колыбель.
Потом Дербинское с нерадостным прошлым,
Но такое родное и русское.
И дома там совсем не заброшены,
А смотритель важный, но грустный.
Как помещик он ходит, ключами звенит,
Жена ему помогает.
Словно маркиза у дома сидит
За порядком она наблюдает.
Вот и снова родной наш Байкал
Привёз меня в пост Корсаковский.
Это на юге; я там не бывал,
Как и все он вовсе не ангельский.
С виду, город приличный,
Дома, большей части, новые.
Но камеры здесь не типичные:
Тёмные, старые, холодные.
Путь продолжился с юга на север
Через Пади, Мицульку, Дубки.
Итого: 39 селений
Переписаны мною с тоски.
Закончить поездку надо бы пиром,
Но нету на это сил.
Книга моя останется миру.
Телеграфируйте. Чехов. Сахалин.
Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое выученное стихотворение обогащает и активизирует словарный запас ребенка, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание.
Благодаря всем этим приемам были решены поставленные задачи, а соответственно, достигнута цель образовательной деятельности.