Театрализованная деятельность как средство знакомства дошкольников с произведениями А.П. Чехова.
Антон Павлович Чехов оставил после себя богатейшее творческое наследие. С ним мы знакомимся еще в раннем детстве, и, однажды открыв для себя мир чеховской прозы, не расстаемся с ним никогда. Одним из важнейших событий в его творчестве стала поездка на наш остров Сахалин. Именно поэтому так важно для сахалинских дошкольников знакомство с его произведениями.
Вопросы воспитания детей глубоко волновали Чехова. Во многих рассказах он рассказывает свои воззрения на современное воспитание, порицание родителей, учителей, репетиторов, взрослых людей, безразличных к детским интересам, особенностям психики. Дети у Чехова – выразители высоких принципов морали, человечности, противостоящих установившимся шаблонам житейского поведения, обывательским предрассудкам. Ситуации, лежащие в основе повествования, позволяют писателю не только раскрыть с достаточной полнотой реальностью характер ребенка, но и показать социальные условия, формирующие этот характер, а, следовательно, поставить перед читателем важные педагогические проблемы.
Вот, что говорит о детях до 7 лет психолог Жан Пиаже: «… ребенок не интересуется тем, кому он говорит, и слушают ли его. <…> Эта речь эгоцентрична, прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь о себе, и именно потому, что он не пытается стать на точку зрения собеседника. Собеседник для него – первый встречный. Ребенок не испытывает желания воздействовать на собеседника, действительно сообщить ему что-нибудь. <…> Стремление выразить мысль, понять другого появляется у детей к 7 – 7,5 годам».[1]
Антон Павлович Чехов никогда не писал рассказов для детей, хотя, однажды даже получил такое предложение от редактора детского журнала «Родник». Он ответил: «Я рад поработать для детей: в свободный час попробую себя в новой специальности». Правда, он справедливо замечает необычность для себя этого решения: « <…> я спешу ответить согласием, хотя тут же должен откровенно сознаться, что я едва ли сумею исполнить ваше желание: <…>я никогда еще не писал рассказов для детей». По-видимому, Чехов заранее знал, что никаких рассказов для детей писать ни за что не будет, потому что в этот же день он пишет письмо детской писательнице М.В. Киселевой, в котором говорит о редакторе журнала Сысоевой: «Само собой разумеется, что у своей новой поклонницы я работать не буду…».
Для творчества А.П. Чехова нехарактерны назидание, объяснение или комментарии – все выводы делает сам читатель. Между тем, без этих элементов невозможна детская литература. Писатели, пишущие для детей, никогда не становятся на позицию ребенка, а только позицию умного, доброго, все понимающего и все объясняющего взрослого. События описаны с точки зрения учителя – взрослого, который знакомит ребенка-читателя с некоторыми жизненными явлениями: любовью и ненавистью, жестокостью силой, тоской и, между прочем, с повадками животных.
Ощущение себя ребенком – это не особое мироощущение, а ощущение взрослого человека вообще, точно подмеченное А.П. Чеховым. Это особо заметно при рассмотрении рассказа «Каштанка». Главная героиня рассказа – собака, именно ее глазами мы видим все происходящие события. Как видит мир собака, Чехов мог только догадываться, поэтому Каштанка представляет точку зрения ребенка. Для ребенка возвращение собаки к прежнему хозяину – безусловно, счастливый конец. Эта точка зрения в рассказе и Каштанки, и Феди. Отношение к событию нового хозяина Каштанки понятно только взрослому читателю, для него развязка несчастливая. Но вместе с Федей радуется и его отец-столяр. Его точка зрения в данном случае совпадает с точкой зрения ребенка. Да и психология его детская, ей присущи безответственность, особый способ построения фраз. Так, Каштанку он называет «насекомым существом». Собака совершенно же не соответствует этому определению.
Рассказ «Каштанка» является одним из немногих рассказов, созданных Чеховым для детей. Он доступен и понятен. Поэтому и был выбран для исследования.
А.П. Чехов считал, что творчество – это не только созидание в духовной и материальной культуре. Это некий процесс человеческой модернизации, прежде всего в сфере духовной.
Сегодня детское творчество является весьма актуальной проблемой детской психологии и дошкольной педагогики, так как обусловлена необходимостью эстетическо-эмоционального воспитания дошкольников, которая позволяет создавать опыт социального навыка поведения с помощью литературных произведений. Ее исследовали А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов и многие другие.
Необходимо отметить, что театрализованная деятельность в детском саду считается самым распространенным видом творчества для дошкольников. Она близка и понятна детям, занимает большую часть их природы, стихийно отображается в них, так как имеет связь с игрой. Любое впечатление от окружающей жизни, каждую выдумку детям хочется перевоплотить в действия и живые образы. Они играют какие угодно роли, входя в образ, подражая тому, что их заинтересовало или что видели. Ведь они получают от этого колоссальное эмоциональное наслаждение.
Целью всего исследования явилось знакомство детей с творчеством А.П. Чехова и его произведениями посредством театральной постановки, а также воспитание в детях милосердия и любви, заботы о животных, своих друзьях, душевного тепла.
Театрализованная деятельность была призвана способствовать решению нескольких задач: образовательной, куда входило изучение творчества великого русского писателя и драматурга, знакомство с костюмированным представлением, как одним из видов театра, одновременно происходило освоение текста рассказа и формирование способности осмыслять его; развивающей (развитие сценического многоплоскостного внимания, воображения, умения общаться на сцене, владеть своим голосом, произносить текст с паузами и интонациями); воспитательная: главная тема Чехова о свободе человека, конечно, сложна для ребёнка, но то щемящее чувство жалости к Каштанке, к её жертвенной любви запомнится надолго и когда-нибудь, повзрослев, он перечитает её вновь, и поймет почему ему её жалко. Но животное – не человек, у него нет такой свободы, а человек часто уподобляется этой Каштанке и зарывает свой талант.
Работа проводилась в несколько этапов. На первом этапе использовался наглядно-словесный метод. Детям было предложено рассмотреть портрет А.П. Чехова и прослушать краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. В результате дети называли имя писателя и некоторые его произведения.
Далее знакомство проходило в формате чтения детского рассказа «Каштанка» и рассматривания иллюстраций к данному произведению. После чего детям было предложено ответить на некоторые вопросы, непосредственно связанные с содержанием рассказа.
На третьем этапе использовался метод демонстрации. Здесь вниманию детей был предложен просмотр мультфильма «Каштанка». После просмотра в короткой беседе дети обменивались впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В подобной беседе не следует требовать подробного воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание, помогает им понять идеи, установить связи.
Через несколько дней проводился повторный показ мультфильма, при этом обращалось внимание на те стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно восприняты или поняты.
После повторного просмотра проводилась беседа. Она включала пересказ содержания, его анализ – выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы было важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от рассказа, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.
Важное значение имеет просмотр дошкольниками спектаклей, показ которых организуется воспитателем в детском саду. В ходе спектаклей осуществляется живое общение актеров (действующих лиц) с детьми. Поэтому на следующем этапе дети участвовали в театральной постановке по произведению А.П. Чехова «Каштанка».
Детям было предложено самостоятельно выбрать понравившуюся роль. В соответствии с ролью необходимо было воспроизвести текст. Также сюда входило умение создавать диалог, способность общаться для планирования совместной активности, умение контактировать с помощью невербальных средств (жестов, мимики), проявление доброжелательности к партнерам.
Дети-зрители эмоционально оценивали происходящее, внимательно следили за ходом представления.
Театр стал для детей источником радости, воспитал талант быть актером и зрителем, понимать сценическое искусство. Просмотр спектакля позволил развить эстетическую, нравственную и эмоциональную чуткость, помог детям постичь законы театрального искусства.
Игра актеров позволила развить творческое мышление; сформировать умение беспрепятственно реагировать на команду либо музыкальный сигнал, что способствует развитию зрительного и слухового внимания, а также ликвидирует скованность и зажатость.
Сразу после спектакля дошкольники отвечали на вопросы о сюжете, о смысле показанного представления. Воспитатель, в свою очередь, может оценить интеллектуальный уровень подготовки детей благодаря полноте и правильности их ответов, дать детям необходимые разъяснения о новых понятиях, которые они узнали в ходе поставленного спектакля.
Безусловно, в театральной деятельности огромнейшую роль играет воспитатель. Необходимо отметить, что театрализованные занятия должны одновременно выполнять развивающую, воспитательную и познавательную миссии. Они не должны сводиться лишь к подготовке выступлений. Интересно, что развитие театральной деятельности в детских садах и накопление чувственно-эмоционального опыта у детей является длительной работой, в которой должны принимать участие родители. Важно, чтобы родители выполняли исполнительную роль, изготавливали декорации, костюмы и так далее. В любом случае коллективная работа педагогов, мам и пап способствует эмоциональному, интеллектуальному и эстетическому развитию дошкольников. Это вызывает у детей колоссальное количество эмоций, у них обостряется чувство гордости за папу и маму.
Именно поэтому завершающий этап заключался в совместной творческой деятельности детей и родителей. Семьям было предложено проявить участие в выставке рисунков по рассказу «Каштанка». Дети с удовольствием хвалились работами, которые они создали вместе с родителями, рассказывали из чего и как возникла идея.
Так же был оформлен информационный стенд, который содержал краткую информацию о жизни и творчестве А.П. Чехова, рекомендации по чтению художественной литературы детям и особенности театрализованной деятельности в детском саду.
В заключении хочется отметить, что детское творчество – основа для гармоничного развития ребенка. Именно поэтому одним из эффективных видов развития творческой активности дошкольников и явилась театрализованная деятельность. Данная театральная постановка была близка и понятна детям, потому что в ее основе лежит игра – основа детской сущности. Дошкольники принимали участие в театрализованном представлении с большим энтузиазмом.
Примечательно, что занятия театральной практикой помогают развивать способности и интересы детей. Вообще они положительно влияют на общее развитие, проявляют любознательность, помогают усваивать свежую информацию и способы действия, активируют стремление к познанию нового, развивают ассоциативное мышление. Театр в детском саду помогает дошкольникам стать настойчивыми и целеустремленными, проявить общий интеллект и эмоции на репетициях. Кроме того, театральные занятия требуют от детей систематичности в работе, трудолюбия, решительности, что великолепно формирует волевые линии характера. Также развивается смекалка, умение комбинирования образов, интуиция и изобретательность, способность импровизации. Театр и частые выступления перед зрителями на сцене реализуют творческие силы и духовные потребности детей, раскрепощают и повышают самооценку. На занятиях ребенок постоянно чередует функции исполнителя и зрителя. Это помогает ему демонстрировать перед товарищами свою позицию, умения, фантазию и знания.
Кроме того, театр способствует всестороннему развитию ребенка, помогая решать многие проблемы современной педагогики. Также развивает интеллект, формирует художественное и эстетическое восприятие.