Конспект НОД по развитию речи
в старшей группе на тему «Путешествие по чеховским местам»
Образовательная область «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Художественно–эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: развитие связной речи детей, активизация словаря
Задачи:
1. Обогащение знаний детей об окружающем их мире.
2. Совершенствование речевых навыков.
3. Воспитание эстетического вкуса и объективной самооценки.
4. Закрепление знаний о родном крае.
Словарная работа: маршрут, Александровск-Сахалинский, Корсаков, Тымовское.
Материал и оборудование: книги с рассказами А.П. Чехова, фотографии чеховской аллеи (г. Южно-Сахалинск), изображение А.П. Чехова, портрет А.П. Чехова, изображение карты острова Сахалин 1890 г., изображение книги «Остров Сахалин»
Ход образовательной деятельности.
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Ответы детей)
Ребята, я вам сейчас покажу книги, которые ранее мы читали (Каштанка, Белолобый). Скажите, пожалуйста, а кто их написал? (Ответы детей) Согласна. А.П. Чехов очень известный писатель. А кто такой писатель? Ребята, а вы знаете, что в нашем городе есть места, которые названы в честь А.П. Чехова? (Ответы детей) Согласна, а еще есть целая аллея, посвященная героям произведений А.П. Чехова. А что такое аллея? Ребята, я вам предлагаю прогуляться по чеховской аллее. А проводит нас одна дама
Стих «Чеховская дама»
Ребята, скажите, пожалуйста, а что общего вы заметили на всех изображениях? (Ответы детей)). А какие еще времена года вы знаете? (Ответы детей)
Ребята, очень давно, летом А.П. Чехов приплыл на наш остров. Он изучал сахалинскую каторгу. Ребята, а кто такие каторжане? (Ответы детей) А почему наш остров был каторжным? (Ответы детей)
А.П. Чехов проделал длинный маршрут.
А вы знаете, что такое маршрут? (Ответы детей) Маршрут – путь следования. Давайте вместе повторим. (Ответы детей)
Ребята, а давайте мы с вами повторим маршрут А.П. Чехова по нашему острову и узнаем в каких городах и поселках он побывал.
Давайте посмотрим на экран (на экране старинная карта Сахалина)
Ребята, скажите, пожалуйста, на что или на кого похож наш остров? (Ответы детей) Согласна с вами.
Артикуляционную гимнастику.
Рыбка
Открыть рот как можно шире, затем быстро его закрыть. Повторить упражнение несколько раз подряд. Должен быть слышен хлопок воздуха.
Рыбка плавает, играет.
Рыбка ротик открывает.
Широко открывать рот и максимально высовывать язык изо рта.
Рыбка в ротике живет.
Никогда не устает.
Рот закрыть и массировать указательным пальцем круговую мышцу рта, проводя вокруг губ.
Очень любит чистоту
В домике своем – во рту.
Открывать и закрывать рот. Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек.
Двери шире открывает:
Воздух свежий запускает.
И пока все убирает
Домик свой не запирает.
Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево, стараясь максимально высунуть его изо рта.
Кто же тут, а кто же там?
Она глядит по сторонам.
Стихи по городам. Кира
Сейчас пост Александровский носит название Александровск-Сахалинский.
А.П. приплыл на наш остров на пароходе «Байкал». Давайте покажем гостям, как плыл «Байкал»
Пальчиковая гимнастика
Две ладошки я прижму,
(ладошки в виде кораблика)
И по морю поплыву.
(ладошки качаются на волнах)
Паруса подниму,
(поднять руки вверх)
И по морю поплыву.
(ладошки по волнам)
А по бурным волнам
Плывут рыбки
(вращение руками – мотор)
Тут и там.
(правая рука в сторону, левая в сторону).
Давайте посмотрим, куда дольше отправился А.П.
Стихи по городам. Гена
Сейчас Дуэ называется также
Куда же дальше отправился А.П.
Стихи по городам. Катя Я.
Сейчас селение Дербинское носит название Тымовское.
Ребята, а дальше А.П. снова сел на «Байкал» и отправился исследовать юг Сахалина. А давайте поможем «Байкалу» плыть быстрее. Для этого делаем глубокий вдох через нос и плавный выдох через рот.
Стихи по городам. Руслан
Сейчас пост Корсаковский носит название Корсаков.
Давайте посмотрим, куда дальше отправился А.П.
Стихи по городам. Милана
(в конце покажет книгу «Остров Сахалин»)
Да, ребята, итогом всего путешествия было создание книги «Остров Сахалин».
Сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка
В голубой водице - (ходьба врассыпную)
Плывёт рыбок вереница – (руки перед собой, ладошки соединить)
Чешуёй златой сверкая, (кружение вокруг себя)
Кружится, играя, стая.
Тишина их манит вниз,
Рыбки – рыбки, спать ложись (дети приседают, закрывают глаза)
Ребята, а сейчас давайте все выйдем в коридор внимательно рассмотрим карту Сахалинской области (дети выходят в коридор).
Заключительная часть. Рефлексия.
- Давайте с вами вспомним, в каких населенных пунктах побывал А.П. Чехов и посчитаем их. Вот такой длинный маршрут продел А.П. Чехов.
- Ребята, а что такое маршрут?
- как сейчас называется Александровский пост?
- как сейчас называется Дербинское?
- как сейчас называется пост Корсаковский?
- вам понравилось наше путешествие по чеховским местам?
Спасибо за внимание!